Где до нас все разобрали, ФОРШРИТТ построит магистрали!
Строительство железнодорожного пути
Железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов. Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, под рельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы.
Строительство железнодорожного пути включает сложный по технико-экономическим показателям (стоимости, трудоемкости, влиянию на ввод в эксплуатацию) комплекс строительных работ, основными из которых являются: возведение земляного полотна, постройка малых искусственных сооружений, устройство верхнего строения пути.
Укладка железнодорожного пути является одной из ведущих работ в общем комплексе сооружения железной дороги, это весьма трудоемкая и дорогостоящая работа. Трудоемкость укладки пути доходит до 20%, а стоимость до 25% от общих этих показателей строительства железной дороги.
В состав комплекса работ по укладке пути входят подготовительные, основные и заключительные работы.
К подготовительным работам относятся: подготовка площадки под звеносборочные базы, организация базы, завоз, выгрузка и складирование материалов верхнего строения пути, а также вынос оси пути на земляное полотно. Основные работы состоят из трех взаимоувязанных групп работ: монтажа звеньев рельсошпальной решетки и блоков стрелочных переводов, транспортировка их к месту работ и укладки пути и стрелочных переводов на земляное полотно.
В заключительные работы входят: демонтаж звеносборочной базы и выправка пути для пропуска рабочих поездов.
В зависимости от целевого назначения сооружаемой железной дороги, сроков строительства и местных условий укладка пути может быть нормальной, форсированной и временной.
Укладка производится после приемки земляного полотна с оформлением акта рабочей комиссии.
Форсированная укладка выполняется по не полностью законченному земляному полотну, а уложенный путь служит для доставки грунта железнодорожным транспортом. Этим грунтом производится досыпка до проектных размеров земляного полотна. Часто форсированная укладка применяется при отсыпке насыпей в заболоченной местности, где при отсутствии выемок не только нельзя заложить резервы, но и даже трудно найти грунтовые карьеры. Иногда такой метод сооружения земляного полотна с доставкой грунта по уложенному пути называется "методом тропы". Он широко применялся при строительстве линии Тюмень-Сургут, а впоследствии до Нижневартовска и на БАМе.
Временная укладка применяется в тех случаях, когда эксплуатация пути является непродолжительной по времени. Например, укладка пути на обходах, подъездные пути в балластные карьеры и на стройплощадки.
Как временная, так и форсированная укладка пути осуществляются по временным нормам: пришивкой рельсов на 2 костыля и сболчиванием в стыках не более чем на 4 болта; число шпал на 1 км обычно не превышает 1440 или 1600 шт.
В условиях капитального строительства железных дорог временную укладку пути применяют на обходах сооружаемых тоннелей или больших мостов.
Укладка пути, как правило, предшествует балластировке, потому что балластный материал экономически целесообразно завозить по уложенному пути. Это объясняется отдаленностью карьеров и большой потребностью балласта (около 4000 т балластного материала на 1 км).
В отдельных случаях, где это экономически выгодно и технически целесообразно, производят завоз балласта и укладку его с последующим уплотнением на земляное полотно, а затем уже выполняют укладку путевой решетки. При этом качество путевых работ повышается, а затраты на выполнение балластировочных работ снижаются.
Таким образом, работы по укладке пути могут быть осуществлены по двум организационно-технологическим схемам: укладка пути непосредственно на земляное полотно и укладка пути на заранее устроенный балластный слой.
Последняя схема часто называется укладкой с предварительной балластировкой пути.
В зависимости от уровня механизации путеукладочных работ различают укладку: звеньевую, плетьевую и поэлементную.
При звеньевой (индустриальной) укладке рельсовые звенья длиной 25 м собирают на звеносборочных базах (рельсы длиной 12,5 м сболчивают попарно), а затем укладываются в путь путеукладчиком.
Поэлементная укладка заключается в сборке путевой решетки из отдельных элементов непосредственно на земляном полотне с применением механизированного инструмента (раздельная укладка).